Методическая служба

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.Учитель живет до тех пор, пока он учится.Как только он перестает учиться,в нем умирает учитель» К.Д. Ушинский

Методическая работа: цель, структура, задачи

Одним из ключевых направлений национальной образовательной программы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. Это, прежде всего, связано с новой парадигмой образования, ориентированной на формирование у учащихся практических навыков, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т. е. формирование УУД. Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий обусловлена новыми требованиями к системе образования, которые определены в ФГОС начального и общего среднего образования, утвержденном министерством образования и науки РФ. Методологическую основу стандарта составляет программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно - деятельностный подход в обучении, и их формирование является приоритетным.

Так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности, их личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение современных педагогических технологий, саморазвития и полноценной самореализации в избранной профессии.

Одной из основных форм повышения квалификации педагогов в послевузовский период является методическая работа. Она включает в себя все содержательные и организационные формы оказания методической помощи учителям. Методическая работа рассматривается как часть системы непрерывного образования педагогов.

Методическая тема: «Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога, направленных на деятельностное, метапредметное и личностное образование».

Цель методической работы: формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов на основе модификации методической работы школы, создания условий для профессионального творческого роста учителя, осваивающего современные технологии, методы и формы организации образовательной деятельности (обучения и воспитания).

Так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности, их личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение современных педагогических технологий, саморазвития и полноценной самореализации в избранной профессии.

Ситуация, связанная с изменениями, происходящими в последние годы в образовании, проблемно-ориентированные результаты анализа методической работы, привели к необходимости изменить подходы в реализации методической работы в школе, сделать акцент на развитие системы мотивации педагогических кадров, на формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества, на дифференцированный подход в работе с педагогами. Решение данных проблем требует от администрации школы перехода от управленческой к менеджерской системе руководства, которая привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью. Лозунг «кадры решают всё» сегодня особенно актуален. Чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность образовательного учреждения.

Прежняя система должна уступить место новой системе научно-методической работы, которая должна стать средством процесса развития нового стиля педагогического мышления и деятельности педагога в школе. Поэтому работа должна быть направлена на создание внутришкольной модели методического сопровождения педагогов, которая способна обеспечить профессиональный рост, развитие активного творчества.

Исходя из этого, в ОУ была разработана программа «Внутришкольная модель научно-методического сопровождения как условие развития учительского потенциала».

Цель программы: создание и апробация внутришкольной модели научно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающей развитие педагогического потенциала, их готовность к реализации в своей практике идей деятельностного - компетентностно подхода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Разработать и апробировать внутришкольную модель научно-методического сопровождения педагогов.

2. Создать условия, обеспечивающие научно-методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации учителя, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).

3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

  • организационно- методическая помощь;
  • информационно - аналитическая деятельность;
  • консультативно-методическая работа;
  • обеспечение непрерывного повышения квалификации учителей;
  • аттестация учителей.

1. Организационно- методическая помощь
проведение Фестивалей открытых уроков, общественно-педагогических акций;
совершенствование УМК, кабинетов ресурсного обеспечения, преподавания основ наук.

2. Информационно - аналитическая деятельность
изучение состояния преподавания основ наук и результатов учебной деятельности;
определение сроков проведения диагностических контрольных работ и тестирование по различным предметам;
подбор тестов и диагностических контрольных работ на основе тематического планирования прохождения учебного материала;
проведение педагогического аудита с использованием разнообразных форм и методов;
определение основных направлений индивидуального сопровождения учителей на основе анализа результатов педагогического аудита.

3. Консультативно-методическая работа
индивидуальная работа с учителями разной квалификации;
разработка совместно с учителями тематического и поурочного планирования;
работа по совершенствованию современных учебно-методических комплексов;
организация внеклассной работы по предметам, проведение олимпиад.

4. Обеспечение непрерывного повышения квалификации учителей
систематизация работы по прохождению учителями курсов повышения квалификации;
внедрение в практику работы учителей достижений современной педагогической науки, организация тематических занятий, практикумов, лекций;
организация на базе школы курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров для учителей, района, города, регионов;
участие учителей школы в конкурсах педагогических достижений, смотрах, выставках, конференциях;
активное осуществление связей с институтами РАО, МИОО, НМЦ, МГПИ,
стимулирование педагогических достижений учителей.

5. Аттестация учителей
организационно-методическая помощь учителям, проходящим аттестацию;
составление индивидуальных планов подготовки к аттестации с каждым учителем;
диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Профессиональный рост учителя — это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

Три эквивалентных характеристики:
- оптимальный - наилучший не вообще, а для конкретных условий;
- оптимальный - наилучший с точки зрения заранее заданных критериев;
- оптимальный — наилучший из нескольких возможных вариантов.
Скачать материалы по процедуре аттестации вы можете на сайте
http://mcko.ru/support-of-certification/certification-of-pedagogical/

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Участие в видеоконференции между школьниками Москвы и Горно-Алтайска

Шестая открытая региональная конференция учащихся "Славянский мир"